Конкуренция денег

Комбинаторика денег

Глава восьмая

Обязательства – соборная комбинаторика




Двусторонние обязательства людей друг другу – вот образ будущей соборной комбинаторики, которая может быть поддержана ЛЮБОЙ из существовавших в истории людей форм «денег»: алломенов, мер стоимости, инварианта прейскуранта, эквивалента стоимости, учёта, равно как и отказом от всех них.

Соборная комбинаторикаэто совокупность экономических отношений людей друг к другу, выражающаяся в неподавлении воли другого человека, в неспособности паразитировать на труде другого человека, на непричинении вреда другому человеку ни при каких обстоятельствах, технически выражающаяся в сознательном выстраивании ненапряжённых, договорных отношений одного человека и другого человека с применением любых форм «денег» во всех сферах деятельности, равно как и полном отказе от этого применения.

Всякое двустороннее обязательство может в таком же ненапряжённом алгоритме перейти на более высокий уровень обязательств, к примеру, трёхсторонний и выше, вплоть до общей соборности всех. Всякое соборное обязательство является, таким образом, воплощением воли и осознанного устремления всех, включённых в него.

Слово и понятие «обязательство» может реально вносить путаницу в мозг, потому что в современном понимании этот термин несёт за собой и «ответственность» в случае неисполнения «обязательства», а также явное или неявное присутствие «третьей стороны», которая будет выступать судьёй в случае несогласия сторон по исполнению этого «обязательства», накладывая «наказание».

В описываемой ситуации, в этой книге, «обязательство» следует понимать по-другому: как добровольно накладываемое на себя осознанное решение делать вот так, а не иначе, без какой бы то ни было боязни «третьей стороны», которая всегда есть, всегда довлеет и всегда окончательно права, даже, если «не права» по существу. Т. е. «обязательство» – это в том числе и ОТСУТСТВИЕ какой бы то ни было третьей стороны. В качестве третьей стороны всегда и во всех случаях выступает собственная совесть человека.

Обязательства человека, «контролируемые» его совестью, есть самые правильные обязательства. От своей собственной совести не уйдёшь, ответственность на «дядю» не свалишь.

Соборная комбинаторика, использующая как алломены, как меры стоимости, как инварианты прейскуранта, ВСЕГДА присутствовала среди людей, присутствует она и сейчас. Формы её таковы, что они скорее НЕ ощущаются людьми именно под этим образом и понятием, а потому и практически никем не различимы в повседневной деятельности, сливаясь просто в «общечеловеческое нечто, присущее человеку, если он человек». Достаточно помочь людям в определении этого, как можно будет начать мыслительную работу по вычленению компонентов соборной комбинаторики и поддержке её форм наяву, в реальной жизни. Сознательно.

К примеру, простая человеческая помощь – это есть элемент соборной комбинаторики. Эта помощь может быть оказана ДЕНЬГАМИ, собственным трудом, советом, продуктом, товаром, услугой, чем угодно, но это и есть тот самый элемент.

Отказ, сознательный, через глубокое понимание экономической сути вопроса и нравственно обоснованного выбора, от ведения ростовщической деятельности, равно как и отказ от втягивания себя в ростовщические сети любого уровня – это тоже элемент соборной комбинаторики.

Разработку новых денежных систем, основанных на использовании двусторонних обязательств людей по типу сетевого взаимодействия, систем, не опирающихся в своём естестве ни на одну государственную «валюту», а также структурно НЕ позволяющую давать возможность одним людям паразитировать на других – тоже можно назвать элементом соборной комбинаторики. Такие системы можно создавать уже сейчас и пользоваться ими друг среди друга.

Рассмотрение алломенов, как потенциальных точек развития в периферии «экономики», и чёткое понимание того, как они работают, с выявлением их потенциала перерасти в нечто большее, в учётность той или иной категории – тоже есть знание об элементах соборной комбинаторики.

Выявление конкретного механизма соборной комбинаторики, как свободного творчества людей, невозможно, потому что это будет результатом какой-то практики, которую заранее не придумаешь и подгонишь под жёсткие рамки. Она будет такой, какой будет именно в результате осмысления людьми многовекового опыта того, что уже ПОКАЗАЛО себя плохим, неправедным, злым. И отказа от этого.

Поскольку назвать конкретные элементы соборной комбинаторики можно, а вот создать одному или нескольким людям ЗА ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ её нельзя, то на этом можно было бы поставить точку. Что мы и делаем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В новой книге «БЕЗДЕНЕЖНАЯ ЭКОНОМИКА» будет рассмотрен аспект ВОЗМОЖНОГО перехода от хрематистики (хозяйничанья) к экономике (хозяйствованию) на основе элементов соборной комбинаторики.

В начало